Прежде всего давайте определимся, каких именно клиентов мы хотим завоевать: мужчин или женщин? Или и тех, и тех? Конечно, любой парикмахер стремится иметь постоянную клиентуру. При этом хотелось бы, чтобы она была достаточно обширная. Поэтому нужны и женщины, и мужчины. Соответственно, парикмахер должен уметь хорошо выполнять все виды работ – и мужские, и женские. Для простоты изложения, будем говорить дальше о самой востребованной услуге – стрижке. Итак, для того, чтобы завоевать клиента, парикмахеру нужно уметь хорошо стричь. Конечно, это – самое главное. Ведь если парикмахер плохо подстрижет клиента, то он, вне зависимости от того, мужчина он или женщина, больше никогда к такому мастеру не придет.
Главное – хорошо стричь
Хорошо стричь – это условие необходимое, но недостаточное, как говорят математики. Уповать на то, что клиент вам будет верен всю оставшуюся жизнь, если вы его хорошо подстригли, не стоит. Кто даст гарантию, что в соседнем салоне красоты или в том, который находится рядом с работой данного клиента (клиентки), не найдется парикмахер, который стрижет не хуже, а может быть, даже лучше вас? Никто таких гарантий не даст. Поэтому важно к хорошему качеству стрижки добавить что-то еще. Чем-то «зацепить» клиента, сделать его своим. Здесь необходимо рассмотреть такой аспект, как психология.
Что дальше
Для нас не секрет, что мужчины и женщины руководствуются в жизни различными принципами и мотивами. Психология разная. Именно поэтому так много проблем возникает в семьях, но сейчас не об этом. Сейчас о том, как парикмахер может воздействовать на клиента, чтобы сделать его своим. И самая первая моя рекомендация – самая простая: вы должны хорошо выглядеть. Это важно и для мужчин, и для женщин. Парикмахер должен:
- Быть одет в чистую одежду
- Хорошо подстрижен
- Иметь чистые опрятные ногти
- Хорошо пахнуть (но остерегайтесь слишком резкого парфюма – клиентам его запах может не понравиться, даже такая, казалось бы, мелочь может его отпугнуть…)
- Исключить запах изо рта и от подмышек
- Женщина-парикмахер не должна надевать на работу дорогие украшения (если, конечно, они у нее есть), иначе клиент подумает, что он вам переплачивает – вон вы какое кольцо на пальце носите!
И так далее, и тому подобное… Добавьте сюда красивую удобную обувь, отсутствие агрессивного макияжа, жесты, взгляды и многое другое. Все это – невербальные способы общения. Невербальные – значит, без слов. Даже то, как вы ходите, имеет значение. Шаркающий косолапый парикмахер однозначно не привлекателен. Вы удивитесь, но все, что я только что перечислила, относится к такому понятию, как психологический портрет. Ваш психологический портрет включает и вашу внешность, и вашу способность к невербальному общению.
Нужна ли мастеру психология
А интересует ли нас психология клиента? Конечно! Перейдем к вербальной части общения – к разговорам. Конечно, перед тем, как начать собственно стричь клиента, нужно обсудить с ним (или с ней) его будущую стрижку. Понятно, что это нужно сделать обязательно, если вы в первый раз обслуживаете данного клиента. Но даже в том случае, когда парикмахер собирается стричь клиента, который ходит к нему уже 15 лет и мастер знает его голову и волосы настолько хорошо, что может подстричь его с закрытыми глазами, потратьте несколько минут на то, чтобы расчесать волосы клиента и потрогать голову. Все без исключения любят индивидуальный подход! Но к мужчинам и женщинам этот подход должен быть разным. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье.
Парикмахер-модельер международного класса,
учредитель Института
парикмахерского искусства и эстетики «ВЛАДА»,
кандидат педагогических наук Шаменкова Т.Ю.