В предыдущей статье мы начали разговор о том, как завоевать клиента. Коснулись общих моментов – невербального поведения (невербальное – без слов: жесты, взгляды, выражение лица, поза, движение тела и т.д.) и внешности мастера (Как «завоевать» клиента. Тонкости психологии. Часть 1-я). И подошли к обсуждению вопроса о том, должен ли парикмахер учитывать особенности психологии клиентов-женщин и клиентов-мужчин. Конечно, должен, если он хочет одинаково успешно обслуживать и тех и других. Чем же отличаются мужчины и женщины, когда приходят в салон красоты? Главным образом, поведением.
Время ожидания
Ни один клиент не любит, когда его парикмахер задерживается, а тем более опаздывает. Но не всегда виноват мастер – сплошь и рядом клиенты сами опаздывают, что вызывает цепную реакцию задержек во времени у востребованного стилиста. Но как быть в таких случаях? Если клиент мужчина или работающая женщина, им обязательно надо перезвонить заранее и предупредить, что возможна задержка на столько-то минут, и попросить приехать немного позже. Если же речь идет о женщине, которая на работает, ее психология иная. В таком случае лучше извиняться и улыбаться уже при встрече, предлагая кофе, чай, бонусы и т.д.
Время обслуживания
В моей практике был такой показательный случай: одна клиентка, которую я обслуживала к тому моменту уже лет 20, сказала мне: «Вы знаете, мне кажется, что когда вы стрижете меня 40 минут, результат получается лучше, чем когда вы меня стрижете 20 минут». При этом у нее были достаточно короткие слегка вьющиеся волосы (то есть — беспроблемные). Любой состоявшийся парикмахер знает, что для того, чтобы подстричь хорошо знакомые волосы, находящиеся на хорошо знакомой голове, 20 минут – вполне достаточно. В чем же дело? В психологии! Женщины любят, когда парикмахер вокруг них «танцует», обхаживает их и так, и эдак… Мужчины же, в большинстве своем, любят, чтобы их подстригли быстро и качественно. Знаете, как организованы успешные мужские салоны в развитых западных странах? Каждое рабочее место оборудовано оч удобным массивным парикмахерским креслом (комфорт для мужчины – прежде всего) и телевизором со спортивным каналом. И в это кресло новый клиент садится каждые 15 минут (голову ему моет подмастерье в отдельном, специально отведенном для этого месте).
Процесс обслуживания
В процессе обслуживания клиентов тоже очень важно правильно себя вести. Мы уже упомянули, что мужчину-клиента вполне устроит спортивный канал. А женщину? С женщиной нужно разговаривать. О чем? О ее проблемах. Да-да, именно о ЕЁ проблемах, а не о ваших! Конечно, самое главное – хорошо стричь, но не менее важно в процессе обслуживания задавать клиентке вопросы на интересующие ее тему. Расскажу вам об одной выпускнице нашего Института (Институт парикмахерского искусства и эстетики ВЛАДА), которая поступала так: она записывала кратко тему беседы во время обслуживания и при следующем визите этой же клиентки заранее просматривала информацию. Когда женщина появлялась вновь, наш «мастер психологии» радостно восклицала: «Ну, как ваш замечательный той-терьерчик? Если я правильно помню, его зовут Жоржик? Животик у него прошел?» Ну… или что-то вроде того. Чаевые были всегда, достаточно часто они даже превосходили сумму чека за обслуживание.
Какой можно сделать вывод? Интересуйтесь своими клиентами. Делайте это искренне, с уважением. Помните, что нужно: улыбаться — сдержано, смотреть – умно, разговаривать — правильно (отсутствие слов паразитов, правильное построение речи, громкость и тембр голоса…) и далее по тексту. И тогда вы завоюете ваших клиентов на долгие годы.
Парикмахер-модельер международного класса,
учредитель Института
парикмахерского искусства и эстетики «ВЛАДА»,
кандидат педагогических наук Шаменкова Т.Ю.