Салоны красоты в Санкт-Петербурге растут как грибы после дождя. В смысле количества. В смысле качества дела обстоят не так благополучно. Одним из критериев, по совокупности которых судят об уровне того или иного салона красоты, является качество используемой при оказании услуг косметики. Поговорим о препаратах по уходу за волосами, необходимыми для оказания парикмахерских услуг. Это шампуни, бальзамы, маски, пенки, гели, лаки,…...и, конечно, краски для волос. Уже все абсолютно знают, что есть профессиональные средства для волос, а есть и продукция, которая производится исключительно для реализации через розничные сети. Крупные марки производят, как правило, и ту, и другую продукцию.
Салоны красоты, которые могут закупать для работы ритейловскую продукцию, мы даже рассматривать не будем. Обратимся к специальным профессиональным линиям. Как и кто выбирает продукцию для салона красоты? Вы не поверите, но в салонах эконом класса зачастую это происходит совершенно спонтанно. Приходит на работу в такой салон красоты какой-нибудь парикмахер, который раньше работал с какой-либо конкретной маркой, привык к ней и говорит директору (хозяину, управляющему, администратору,…): «Эта продукция просто супер!». Затем приходит другой парикмахер и говорит то же самое о совершенно иных препаратах. Как разобраться бедному директору, если у него не один сотрудник, а несколько и каждый «в свою дуду дует»? Вот и получают клиенты такого салона красоты либо «солянку сборную подзаборную», либо продукцию той фирмы, с которой был знаком первый пришедший на это предприятие парикмахер.
Совсем другая ситуация в салонах красоты класса премиум. Уже на этапе проведения ремонта парикмахерского зала, а иногда и раньше, директор задумывается о том, что будет стоять у него на полках. Собирает мнения профессионалов и потенциальных клиентов, предложения поставщиков. При этом он (или чаще она) имеет собственный опыт и опыт друзей и родственников. Это, безусловно, учитывается. Так же просчитывается финансовая сторона вопроса. В общем, всё по взрослому. Что же в итоге?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, расскажу как я выбирала марку для своего салона. Было это 15 лет тому назад. В лихие 90-е, как принято сейчас говорить. Т.к. я к тому времени была уже парикмахером-модельером, членом Сборной команды парикмахеров СССР, призёром всяких разных конкурсов с почти 20-ти летним профессиональным стажем, да к тому же проработала в разных «заграницах» несколько лет, знакома я была со многими марками. В Европе в то время в большинстве салонов красоты присутствовали, как правило, две марки — Wella и L’oreal. Исключение составляли, пожалуй, салоны красоты Италии – уж очень там много своих мелких фирмочек... Надо сказать, что и сейчас эти два гиганта делят европейский парикмахерский рынок между собой. Компания L’oreal развивает одноимённую марку как основной брэнд, марка Matrix (принадлежит L’oreal) предназначена для салонов эконом класса. Wella, в свою очередь, раскручивает брэнды Wella и Londa, из которых Londa, понятно, соответствует эконом классу. Не смотря на то, что обе компании имеют внутри основных брэндов линейки специальных продуктов – Kerastas у L’oreal и SP у Wella, обе они несколько лет назад прикупили в качестве эксклюзива топовые марки. Wella купила Sebastian, а L’oreal – Redken. Правда, с недавних пор концерн Wella принадлежит компании Proktor&Gambel. Но, я думаю, качество от этого только выиграет.
Итак, вернусь к 90-м годам. Напомню, что в Советском Союзе в то время марку Wella знали хорошо, а L’oreal практически нет. Хотя то, что марка французская, ласкало слух наших будущих клиентов. В СССР слова «Франция» и «элитная парфюмерия» были синонимами. Это, конечно, меня сильно разворачивало в сторону компании L’oreal, хотя до этого я много лет работала с продукцией марки Wella и была ей очень довольна. Но тут у компании Wella случилась ужасная неприятность. Профессиональная продукция непонятно каким образом (да понятно каким – кто-то что-то украл) попала в продажу во ВСЕ магазины, магазинчики и даже ларьки и газетные киоски города Санкт-Петербурга. Этот инцидент решил вопрос выбора для меня. Я поняла, что хочу, что бы в моём салоне была продукция L’oreal. Но где её взять? В Питере эта компания не была представлена вообще и я стала искать её в Москве. Оказалось, что в Москве L’oreal в то время то же не присутствовал. Но, во время поисков я выяснила, что одна из моих знакомых знает девочку, подруга которой имеет некие отношения с молодым человеком, который вроде бы имеет определённое отношение к компании L’oreal и она (подруга) может узнать для меня его телефон. В который раз поблагодарив мысленно своего преподавателя английского языка (Оля Гранквист! Спасибо тебе!), я поговорила по телефону с этим самым представителем. Он оказался молодым израильтяниным, был со мною строг, но приветлив. Сказал, что L’oreal только ещё собирается открывать офис в Москве, а в Санкт-Петербурге и не планирует в ближайшие годы и что прежде чем что-либо мне ответить, он должен приехать и оценить салон лично. Типа, достоин наш салон красоты работать на продукции всемирно известной марки или нет. Салон ему понравился, я одержала маленькую победу.
Время шло. L’oreal шагал широкой поступью по всей нашей великой стране. Огромный рынок сбыта России не мог, конечно, обеспечиваться французскими заводами, да и производство в принципе переносилось в третьи страны. Конечно, это отразилось на качестве мгновенно. Я стала подыскивать для салона что-нибудь новое, но обязательно суперское. Так я вышла на марки Sebastian и Redken. Выбрала я их благодаря замечательному качеству продукции. Обе марки, кстати, американские. Тогда они ещё не были куплены компаниями Wella и L’oreal соответственно. Хотя и после покупки не перестали быть американскими. В то же время я стала задумываться о специальной косметике для мужчин. К этому меня подтолкнул один наш клиент, который сказал мне: «Вот этим шампунем моет волосы моя жена, этим – моя дочь, а мне чем мыть?»
Тогда только некоторые салоны красоты Санкт-Петербурга обращали внимание на такие «мелочи», как специальная линейка средств для мужчин. Опять главным критерием для меня было, конечно, качество продукции. И опять мой выбор пал на американскую марку – American Crew. В дальнейшем мне понадобилась какая-либо еще разновидность продукции для волос как для мужчин, так и для женщин. Дело в том, что волосы «устают», если их мыть и питать постоянно одними и теми же средствами для волос. Перенасыщаются. Помните, как в легендарном фильме «Белое солнце пустыни» герой Луспекаева жаловался: «Да не могу я эту икру больше есть!» Так и наши волосы жалуются, только молча – блекнут, безжизненно повисают, быстро пачкаются,… Клиенты в таких случаях обычно говорят: «Шампунь был хороший, стал плохой». А дело совсем не в этом. Просто надо на какое-то время поменять продукцию, что бы потом с удовольствием вернуться к любимому средству для волос.
Наверное, вы уже не удивитесь, когда узнаете, что в поле моего зрения опять попали две американские марки – KMS (линия для женщин) и Bad Head (линия для мужчин). Вернее сказать, они были выбраны именно за исключительное качество. Только не подумайте, что я — фанат Америки, я — фанат качества. А в Америке качество профессиональной продукции для салонов красоты замечательное. Ведь там, если прыщик на голове вскочит, народ сразу в суд бежит. А уж для мужчин качество такого средства, как шампунь, например, имеет особое значение. Чем хуже качество шампуня, тем больше он ускоряет естественное облысение. Но шампунь – это тема отдельной беседы, так же, как и выбор марки для работы косметолога в салоне красоты. Об этом в следующий раз.
Татьяна Шаменкова, учредитель салона красоты MaxiMa