В этой статье мне бы хотелось затронуть вопрос развития моды, описать механизмы её изменения, показать её эволюцию с того момента, когда она перестала быть достоянием узкого аристократического круга и перешла в широкие массы. Недавно я написал курсовую работу на тему «Теория прогнозирования моды» и хотел бы поделиться с вами той информацией, которую я анализировал в процессе этой работы.
В социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в конце 19 века. Мода становится системной, обретает свои социальные функции и начинает существенно влиять на культуру в целом. Первоначально мода играла роль «недосягаемой высоты», она была феноменом элитарной культуры, уделом не многих, но избранных. Затем она укоренилась в культуре повседневности, как один из механизмов, отражающий социальную идентичность человека.
С самого начала характеристиками моды была новизна и свобода. Мода имеет свойство распространятся среди людей, проникая сквозь сословные перегородки и подчиняя себе умы, привычки и образ действий последних. Мода завоёвывает культурные пространства и начинает управлять воображением людей. Но как только мода становится общедоступной, элита отказывается от нее. Отказывается от того, что стало модным уже массово, и изобретает нечто новое. То есть происходит смена моды. Чем ближе различные социальные слои, тем быстрее происходит экспансия моды, что в свою очередь, вызывает ускорение смены моды.
Тенденцией современности является усиление индивидуальной интерпретации, индивидуальной трактовки модных стандартов. Процесс создания современной моды заключается в формировании представлений о модных тенденциях. Это выражается в том, что модным становится не конкретная юбочка или кофточка, а полный образ. И этот образ неоднозначен, то есть имеет много интерпретаций. В современной моде во главе угла становится понятие «стиль», а не «мода». Гениальная Коко Шанель, как известно, говорила: «Мода имеет обыкновение выходить из моды, стиль – никогда!»
Недаром существует устойчивое словосочетание «Икона стиля», но вы нигде не встретите выражения «Икона моды». Простое подражание даже самому популярному образу, слепое следование модным стандартам - элементарно! Но совсем не отвечает потребностям индивидуальности. Это маленьким девочкам хочется юбочку «как у Светки с пятого этажа», а стильные грамотные женщины избегают стереотипов. Конечно, существуют тенденции (тренды, как сейчас чаще говорят), которым мы следуем. Но каждому человеку (особенно женщине) в той или иной степени хочется быть неповторимым и в той или иной степени хочется быть модным. Как всё это соединить? Для этого нужны стилисты.
Конечно, волосы – это то, что, пожалуй, бросается в глаза в первую очередь. Мы можем увидеть кого-то издалека и сказать: «Какая модная девчонка (какой модный парень) идёт!» При этом мы реагируем главным образом на форму, силуэт – силуэт стрижки, одежды. Поэтому в нашем институте парикмахерского искусства и эстетики ВЛАДА каждый год разрабатываются новые коллекции стрижек и сезонных окрасок. Для их создания мы анализируем огромное количество информации. Это модные показы, журналы, СМИ, интернет, специальные издания, в которых как раз зарождаются новые стилистические направления и которые диктуют тенденции. Каждый из членов творческого совета института собирает информацию по определённому направлению. Когда информация собрана в нужном объеме, на заседании совета производится совместный анализ, выявляются основные направления (тенденции), создаются коллекции на следующий год. Далее коллекции отрабатываются каждым стилистом и лишь после этого становятся достоянием нашего салона.
Обращаю ваше внимание на эту информацию и рекомендую интересоваться у вашего стилиста новинками, которые разрабатываются в нашем институте. Ведь мы проделываем гигантскую работу для того, чтобы вы были всегда стильными и индивидуальными. Каждый сотрудник вкладывает в это свою душу и желание реализоваться в выбранной по жизни любимой профессии!
Максим Сергеев
Директор салона красоты MaxiMa